2-Я ЧАСТЬ КУРСА – «КОМПОНЕНТЫ СЧАСТЬЯ
ГЛАВА 2.16
2.16. ПОЛКИЛО СЧАСТЬЯ В ОДНИ РУКИ ИЛИ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ
http://www.unprofound.com, onuraotel_035, by iclturkey
Считается, что негативные эмоции сильнее воздействуют на человека, чем позитивные. А если учесть, что негативных воздействий на нас всегда больше, чем позитивных, то вообще трудно понять, как нам удается сохранять хоть какой-то оптимизм в нашей жизни.
Поэтому не зря утверждается, что сделать человека несчастным намного легче, чем сделать его счастливым. Путь к счастью труден и долог. Оступись хоть на шаг на этом пути - и получаешь очередное несчастье.
Аристотель говорил, что счастье не может быть непрерывным. Никто не может быть постоянно доволен. Он объяснял это тем, что вся наша деятельность не является непрерывной. Поэтому и удовольствие, и счастье также не являются непрерывными, т.к. они сопровождают деятельность.
Давайте проверим это утверждение. Бездеятельность иногда доставляет удовольствие, даже счастье на некоторое время. А непрерывная бездеятельность? Вряд ли хоть кто-нибудь будет счастлив без конца ничего не делая. Взвоет от скуки. Так что при самой лёгкой жизни, полном ничегонеделании, счастье действительно будет недолгим.
Мечтой многих является продолжительный и стабильный уровень счастья. Желательно, чтобы на всю жизнь. И чтобы жизненные невзгоды не разрушали его - ни финансовые, ни социальные, ни связанные со здоровьем.
И вот семья строит себе «тихую гавань». И надеется, что жизненные бури обойдут ее стороной. Но эта надежда однажды рушится. Вдвоем ( или даже вместе с детьми ) не выстроишь такую «крепость», которая выдержит все «шторма и бури» жизни.
Конечно, несокрушимых крепостей и не бывает. Но буря, которая за мгновенье снесет целый поселок из ветхих хибар, вряд ли разрушит крепость со стенами в 10 метров толщиной.
Таким образом, долговечное и устойчивое счастье «в одиночку» ( даже целой семьёй ) не построишь. Только достаточно большая группа людей, объединенных единым мировоззрением, может выстроить такую «крепость» - достаточно устойчивое счастье.
И самое грустное, что ведь мы знаем об этом. Знаем «рецепт» строительства надёжного, устойчивого счастья. Но почему-то забываем применять его к себе.
Может считаем, что нас это не касается. А, может, считаем себя этакими супер-героями, способными защитить свою семью от всего. Или просто надеемся на великий «авось».
И что это за «рецепт»?
Племя. Клан. Род. Другие названия вспомните сами. Издревле именно такие семейно-клановые группы людей намного лучше справлялись со внешними напастями, чем всего одна семейная пара из охотника и его жены, живших вне клана.
«Плохо одному. Один - не воин. Каждый сильный ему господин. И даже слабые, если двое. Но если в [группу] сгрудились малые - сдайся враг, замри и ляг». Это было сказано про партию. Но как партия, так и племя, род, клан - это группа людей, объединенных единым мировоззрением и, чаще всего, сходными целями.
Развитие общества и орудий труда, объединение в города раздробило род и клан. И пошли «одиночки» скитаться по миру.
Как, скажете вы, можно примерять родовую/клановую модель на тело современного общества? Можно. И это реально существует.
Вспомните ортодоксальные религиозные общины. Они полностью заселяют какой-то квартал - и вот в нем уже совсем иные нормы поведения, приемлемые в большей части только этой общине. Чем не клан? Тем более, что члены этой общины в очень большой степени связаны родственными узами.
И ведь такие общины очень устойчивы ко «внешним» невзгодам. И финансовым, и прочим. Есть кому встать стеной и отстоять интересы общины. Причём очень долгое время. Всё время, пока община существует как единое целое.
Поэтому действительно долговечное счастье можно строить только совместно в клане единомышленников. И родо-клановая структура общества вполне вписывается в сегодняшние условия.
А что не часто встречается - так что ж. От того, что бриллиант маленький, он не перестает быть бриллиантом. Если же вас смущает, что это, якобы, возврат к прошлому, то вспомните, что развитие общества идет по спирали. Возвращаясь к прежним формам, но уже на более высоком уровне. Диалектика.
Но все равно, даже такие религиозные общины разделены на семейные ячейки. И между ними существует антагонизм. Одна семья старается урвать себе побольше за счет других семей.
Хайнлайн в своих романах создал модели двух видов семьи, построенных иначе, чем подавляющее большинство сегодняшних семей. Что-то в его семьях есть от прошлого, а что-то – от будущего.
Это С-семьи ( синтетические семьи ) с некоторым количеством супругов и совместных детей, объединенных стандартным на Западе финансовым договором. И «гнезда» - семьи с большим ( до 81 ) количеством супругов, объединенных общим мировоззрением и духовно-нравственными основами ( религией ).
И тот, и другой вид семьи подразумевает совместное проживание и совместное использование общей собственности. И в таком клане/роде не возникает того антагонизма, который есть в ортодоксальных религиозных общинах.
Разница между семьями Хайнлайна и семьями ортодоксальной религиозной общины – только в принятом институте брака. Т.е. сколько супругов может считаться семьей – только двое или больше. Или иначе: это моногамный брак или полиаморный.
И, скорее всего, больше любви, дружбы и взаимопомощи будет в «гнезде» Хайнлайна, чем в обычной религиозной общине.
Встает вопрос: а не первобытный ли это коммунизм?
Трудно сказать. Сама идея коммунизма, возможно, и не была плохой. Но разъединение общества на отдельные имущественные ячейки-семьи не позволило проверить на практике, хороша ли эта идея. Каждая ячейка «тянула одеяло» на себя.
Отсюда, кстати, следует вывод: возможно, что коммунизм вообще недостижим, если всё общество раздроблено на микроскопические конкурирующие ячейки-семьи. И что одним из условий построения коммунизма является именно наличие института брака типа «гнезда».
Но даже если идея С-семей или «гнёзд» и совпадет с идеями первобытного коммунизма, то это, может быть, и хорошо. Количество любви и счастья членов такой семьи увеличится из-за взаимного «коммунизма» внутри такой семьи.
А мнения об этом разных «знатоков» мало чего стоят. На себе они такой жизни никогда не испытывали. Поэтому судят со стороны о том, в чём абсолютно не разбираются. Да и кто они, эти знатоки счастья человеческого? Служители «опиума для народа», чиновники, бывшие парторги и горлопаны, путающие тезис с аргументом.
В семьях Хайнлайна, оставшись на время без работы, вы не будете хвататься за любую, самую дешевую, лишь бы наскрести на жизнь. И банк не отберет ваш дом, когда лично вам какое-то время нечем за него платить.
Давайте подробнее рассмотрим устойчивость к внешним воздействиям такого нетрадиционного вида семьи, как полиаморная семья.
Наверное, все чувствуют, что мир стал очень неустойчив. Он сегодня совсем не такой тихий и спокойный, каким был в пятидесятых годах 20-го века.
Климатологи обещают нам усиление стихийных бедствий. Длительные засухи будут чередоваться с ураганами и потопами. Впереди то ли глобальное потепление, то ли глобальное заледенение. Сельское хозяйство резко уменьшит производство продуктов питания в обоих случая. Поневоле вспоминается анекдот о скоростном выращивании картофеля, когда с голодухи только что посаженный картофель выкапывали уже через день после посадки: «Оцень кусать хоцетса».
Вулканологи предрекают взрывы супервулканов, гляциологи – исчезновение ледников, повышение уровня океана и затопление прибрежных городов. Эпидемиологи пророчат страшные эпидемии, астрономы – удары астероидов, социологи – массовые переселеня климатических мигрантов и так далее.
Ислам заявляет свои претензии на всемирное господство, православие доказывает, что вправе вмешиваться в управление государством. Террор крепчает, социальные волнения и протесты растут, а инфраструктура валится как костяшки домино, при каждом удобном катаклизме.
И если бы это было всё! Цены и налоги растут, уровень жизни падает, пособия уменьшаются, инфляция подстегивает, девальвация может съесть всё, что накоплено непосильным трудом за всю жизнь. Если так и дальше пойдет, то на пенсию будут отпускать не раньше 95-ти лет. Тех, кто доживет, естественно.
Так что сил и денег у нас не прибавляется, а вот проблем всё больше с каждым десятилетием. Как жить, как растить и воспитывать детей? А политики озабочены не этим вопросом, а тем, куда еще растратить миллионы из бюджета. И что бы ещё такое запретить.
В середине 20-го века мечтой американцев было добиться того, что только муж работает и один полностью обеспечивает семью. А жена не работает и занимается домом и детьми. И ничего из этого не вышло. Один работающий в семье не смог обеспечить ее всем необходимым. Женщинам тоже пришлось работать.
В России же женщины всегда были «тягловой силой». И рельсы клали, и на заводах работали, и сельское хозяйство на своих плечах тянули. А потом еще и дом содержали, и детей поднимали, и мужа ублажали. А сейчас женщины еще и семейный бюджет в свои руки вынуждены взять. Иначе не свести концы с концами.
Как же содержать семью, чтобы на всё хватало?
Возьмем полиаморные семьи Хайнлайна. Чем больше людей входит в них, тем меньше на них влияют временные финансовые трудности. Общая касса таких семей это выдержит. Каждая моногамная семья из двух человек несет одни и те же расходы на бытовую технику, связь, телевидение и так далее. А в полиаморных семьях эти расходы значительно сокращаются.
У Хайнлайна в С-семье каждый член семьи подписывает финансовый договор, по которому он либо сразу вносит некоторый капитал в фонд семьи, либо выплачивает его помесячно. Эти средства используются либо как страховой фонд, либо как накопительный фонд для детей, либо для развития семейного бизнеса. Т.е. для обеспечения финансовой устойчивости такой семьи.
Один член моногамной семьи не может разбираться во всём: и в медицине, и в электронике, и в сантехнике, и в финансах… А в полисемье то, что не умеет один – может кто-то другой, третий или… восьмой. И особенно это существенно после сорока. Когда уже не хватает сил, как в юности, в одиночку героически преодолевать все невзгоды.
Поэтому нетрадиционные полиаморные семьи намного легче могут перенести все возможные «напасти», которые обычную моногамную семью могут просто угробить.
И поэтому у членов такой семьи больше уверенности в том, что именно их полиаморная «крепость» выдержит все «шторма и бури» жизни. И что счастье именно в такой семье будет долговечным и устойчивым.
Кто-то скажет, что большая семья и так есть у многих. Куча детей, родственников и все помогают.
Как это здорово! Дети - в Омске, внуки - в Томске, а вы - в Забытомске... Дай Бог, раз в месяц приедут. У каждого работа, свои невзгоды, хлопоты и беды. И, к тому же, у всех разный возраст, разные потребности и, соответственно, разные статьи расходов. Какая уж тут помощь. Больше на словах. Это ВЫ должны всем помогать: и детям, и внукам, а если хватит здоровья, то и правнукам.
Но если вас интересует не счастье, а только брачное свидетельство, то полисемья вас, конечно, не устроит. Нет сегодня такой формы брака с многими партнёрами одновременно.
Да, сегодня нет, а вот «завтра» будет. Двадцать лет назад, например, никто бы не поверил, что однополые браки будут официально признаваться законом.
Институт брака – это лишь утвержденная законом на «сегодня» форма правовых и имущественных отношений в семье и её статус по отношению к обществу.
Фактический брак – это вообще форма, не утвержденная законом. Ну а прочие постельные «заморочки» – это дело вкуса, но никак не Незыблемый Закон Природы. А прочие варианты сексуальных развлечений или предпочтений в интимных отношениях супругов ( например, МЖ+Ж, МЖ+М и т.д. ) никакой закон вообще не устанавливает.
«Греховодники!», - закричат сторонники традиционно-моногамных отношений. А что они ещё могут сказать? Им с детства привита одна-единственная идея, которую хорошо выразил Хайнлайн в «Чужаке»: «Церковь, в которой воспитывали меня с детства, заверяла меня, что я – лучше большинства остальных, что я «спасусь», а они «будут прокляты», мы живем в благодати, а все остальные – «язычники» и «еретики»... Невежественные охламоны... они имели наглость утверждать, что знают все ответы на главные вопросы мироздания...».
Так что «греховодники» для них – это и полиамористы, и мусульмане с их гаремами, и мормоны, и индусы, тибетцы и вообще все, кто не ходит в местную церковь. Добропорядочный и богобоязненный православный давно оплевал бы эту писанину и сбежал. Замаливать грех глаз своих, которые читали это.
А вот мормон читал бы спокойно. Его религия это признает. Кстати, для справки: совсем недавно иудаизм снова разрешил многоженство.
Ну а нерелигиозному населению эта привычка к моногамии просто досталась в наследство от христианства. И население настолько сжилось с этой привычкой, что часто даже представить себе не может, как это жить, например, втроём.
Роберт Хайнлайн сказал, что при форме отношений типа «гнезда» люди состоят в коллективном религиозном браке. Это называется групповой теогамией. А подобную этику отношений он назвал идеальной этикой, идеальной моралью, нацеленной на достижение максимального количества любви и счастья.
Он сказал, что «секс - это путь к счастью. Секс должен быть путем к счастью. Мы же используем секс, чтобы причинять друг другу боль, превращаем его в орудие пытки. Секс никогда не должен быть мучительным, он должен доставлять счастье - или по крайней мере удовольствие. В заповедях сказано: «Не желай жены ближнего твоего». Результат? Через силу соблюдаемое целомудрие, прелюбодейство, ревность, побои, а иногда и убийства, разрушенные семьи и изуродованные дети - и жалкое, только бы никто не заметил, заигрывание, унизительное и для мужчины, и для женщины.»
Итак, имеется утверждение, что полисемья – это из области идеальной этики. «Знатоки», естественно, завопят, что эта «групповуха» - это совершенно не идеальная этика и мораль. Да ещё и начнут швыряться цитатами из Канта и прочих пудрецов прошлого.
Вот только одно не ясно: откуда эти «знатоки» АБСОЛЮТНО ТОЧНО ЗНАЮТ, что же это такое: идеальная этика и мораль? Из собственного опыта? Или это им поведал какой-то пудрец, доказавший на практике правильность своих суждений ещё во времена рабства или инквизиции?
А, может быть, всё намного проще? И идеальная этика и мораль – это «рай», где все любят друг друга? И если в полисемье есть эта любовь, то чем эта семья не рай? Подумайте над этим.
Итак, полисемья – это совместная жизнь с теми друзьями, с которыми вы слились так, что не хочется расставаться ни днем, ни ночью. С кем вы прошли проверку временем. И убедились, что вместе намного лучше.
И только когда вы почувствовали, что уже не можете жить без этих друзей, стоит думать о создании полисемьи. А что же до этого? До этого – более простые формы полиаморных отношений. Они тоже увеличивают количество тепла, заботы и ласки, которых нам так не хватает в нашей жизни.
Одна из более простых таких форм – это свинг. Это встречи женатых пар для секса с обменом партнёрами. От полиамории в этой форме есть телесное слияние в немоногамной форме и гашение ревности. Эта форма отношений увеличивает бесконфликтность и приучает добрее относиться к другим людям. Хотя и не сближает их так, как более развитые формы полиамории.
Более развитой формой является «дружеская жизнь с обнаженными телами», по образу и подобию либертинцев. Сообщество из официальных семейных пар, фактических семейных пар и одиночек, часто собирающихся вместе, чтобы «потереться извилинами». Причем в первую очередь «извилинами» душ, и только во вторую – тел.
Назовем такие сообщества «Либертинским раем» ( ЛИРА ). Совместного проживания нет. Имущество членов ЛИРЫ не объединено, ответственность за детей тоже у каждой семьи своя, совместный бюджет не ведется. Встречи членов ЛИРЫ могут происходить в любом составе, в любое желаемое время и в любом месте.
Сообщества ЛИРА имеют некоторое сходство с объединениями свингеров. Но только сходство, не более. Свингерские встречи имеют самой главной целью сексуальные контакты. А в сообществах ЛИРА секс – это вкусная приправа к общению. Это отличает эту форму полиамории от свинга.
И, кстати, именно в ЛИРЕ ее члены в значительно большей мере учатся гасить эгоизм и находить компромиссы с другими людьми, чем в свинге.
Состав одного сообщества ЛИРА может и будет всё время меняться. До тех пор, пока не образуется устойчивая, слившаяся душевно группа людей – единомышленников и друзей-любовников. Без зависти, ревности и эгоизма. ЛИРА как бы проверяет людей на альтруизм и психологическую совместимость.
И самой развитой формой полиамории является собственно полисемья. Она подразумевает уже совместное или полусовместное проживание, тесную связь членов полиаморной семьи не только душевно и телесно, но и финансово. Такая семья, как и обычная моногамная, уже ставит себе какие-то цели в жизни и совместно стремится их достигнуть.
Но вы помните, что сказал Хайнлайн о полиаморных семьях? «Это вызов - бесстрашное, безоговорочное принятие личной ответственности за всё». За финансовое благополучие полисемьи, за решение ее проблем, за детей. Если вы готовы заботиться о детях другой женщины, как о своих, то вы «созрели» и можете быть членом такой семьи.
Но учтите и ещё одну вещь: если в обычной моногамной семье всё внимание вашей «половинки» достаётся только вам, то в ЛИРЕ и, тем более, в полисемье, оно будет принадлежать и другим.
Может быть, вам покажется, что вы стали получать меньше внимания от своего «единственного», но зато его стало больше от других «единственных». И вы должны решить для себя, что для вас лучше: получать свои «полкило счастья» как члену ЛИРЫ или полисемьи, или мечтать о счастье, как о журавле в небе в обычной моногамной семье.
Вот как описывает Хайнлайн то, что может происходить после объединения моногамных семей в полиаморную: «… в группе образовалось несколько прочных пар; как правило, сходятся люди, состоящие в официальном браке. Иногда этого не происходит, но тогда перестройка обходится без страданий, в итоге между «разведенными» устанавливаются теплые, лучшие, чем когда-либо прежде, отношения - как в постели, так и вне ее».
Говоря образно, свинг напоминает бурную активность сперматозоидов вокруг яйцеклетки во время оплодотворения. ЛИРА напоминает оплодотворённое яйцо с развивающимся в нем птенцом. И когда этот птенец развился достаточно, он ломает границы своего яйца и становится красивой птицей – полисемьёй. И способен наслаждаться счастьем полета.
Итак, полиамория может иметь, как минимум, три этапа: телесное слияние ( свинг ), «яйцо-зародыш» – ЛИРА и «птица счастья» – полисемья.
Мир вам да любовь
ИОКЛ
Комментарии (0)
Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы комментировать
Вход