Эротика или порно? Где же грань?

На примерах из музеев эротики и секса

 

 

 Почему у большинства художников есть работы, изображающие обнажённую натуру? Что, всё по Фрейду? Из-за сексуальной тяги к противоположному полу?

 

 Нет, у художников есть стремление перенести на холст те возвышенные чувства красоты и нежности, которые они испытывают по отношению к женщине. А вот самец, знающий ТОЛЬКО сексуальный голод, никогда не создаст таких произведений искусства, которые будут радовать глаза людей своей красотой. Итак, не сексуальное вожделение толкает художников на изображение обнажённой натуры.

 

 Но этот жанр спорен, так как многие считают его порнографией.

 

 Вот, например, такая картина:

 

 

Наяда, Шарль Андре Ван Лоо, www.gallerix.ru

 

 Кто скажет, что это порнография? А как насчёт такой картины:

 

 

Причудливая фигура, стоящая у кровати, причёсывает волосы,

Кристоффер Вильхельм Эккерсберг, www.gallerix.ru

 

 Для ортодоксов, например, даже женщина в купальнике – порнография. Где же грань между искусством и порнографией?

 

 Давайте вспомним, что в той же живописи много откровенных изображений. Иногда встречаются даже сексуальные игры. Например:

 

 

Жерико Теодор - Три любовника, www.gallerix.ru

 

 Так можно или нельзя изображать ТАКОЕ? Или мы должны прикрывать обнажённые участки тел на таких картинах и драпировать пенисы у статуй? И к чему же мы в итоге придём? К этому?

 

 

 Ну, а какой же «смысл» в эротике и жанре обнажённой натуры? Очень простой: показать красоту тела и сексуальных отношений.

 

 Общепринятым считается, что гениталии изображать нельзя. От кого пошёл такой запрет? От церкви, разумеется.

 

 В таком случае приведённая выше картина Кристоффера Вильхельма Эккерсберга – это уже почти порнография. А все античные статуи – тем более. Некоторую скидку делают лишь людям, имена которых гремят во всём мире. А вы посмотрите работы раннего Сальвадора Дали. Да это же просто порнография в исполнении подростка.

 

 А как же экспозиции в музеях эротики и секса? И ведь городские власти Амстердама не закрывают их из-за, якобы, порнографии.

 

 Ответ прост: если это физиологическое, натуралистическое изображение половых органов, то ему самое место в медицинском атласе. Если изображение вызывает только похоть в самом грубом значении этого слова, то это – порнография. А если это изображение передаёт красоту и вызывает эстетические чувства, то это – искусство. Возражений нет?

 

 Но проблема теперь только в самих понятиях «красота» и «эстетические чувства». Для одного человека их создают красивые линии и переходы тонов. А для другого – само изображение женского «райского цветка» – это уже красота.

 

 Давайте посмотрим некоторые из работ, выставленных в музеях эротики и секса в Амстердаме ( подписи под работами не имеют никакого отношения к их оригинальным названиям ).

 

 

Ритуальный секс

 

 

А у меня не хуже

 

 

Натуральные витамины

 

 

«Попробуй джага-джага» ( К.Лель, Мой мармеладный )  

 

 

Это – творение человека с мировым именем. Но не художника.

Похоже на набросок холмистой местности перед наступлением.

 

 

Ну, и где же он?

 

 

«Я просто тебя съем» ( К.Лель, Муси-пуси )

 

 

Показушки-хохотушки

 

 

Какая жалость…!

 

 

Сочно и со вкусом

 

 Сразу же возникает вопрос: а возможно ли изображать половой акт? Заодно спросим себя: и КАК его изображать?

 

 В искусстве очень часто изображают момент наивысшего эмоционального подъёма человека. Когда его эмоции «перехлёстывают через край». Например, трудовой или воинский подвиг. А ведь в сексе тоже есть наивысшие эмоции, перехлёстывающие через край. Значит, и в сексуальных эмоциях есть что изображать.

 

 «А не надо их вообще изображать», - скажут некоторые. Если согласиться с ними, то останется изображать лишь боевой, трудовой или спортивный подвиг. Например, женщин, переносящих рельсы и забивающих сваи.

 

 Ну, и как же тогда изображать сексуальные эмоции? Судорожными подёргиваниями голой пятки? Или зверским выражением лица в момент экстаза? Ах, скромненько так, вид сзади… Но тогда это будет не сексуальный экстаз, а скучные групповые ( по двое ) занятия физкультурой.

 

 Ответ на вопрос «как?» прост: нужно изображать сексуальные эмоции и сам половой акт так, чтобы это изображение вызывало более возвышенные чувства, а не желание повторить на практике то, что видишь.

 

 В дополнение к прежним неясным понятиям «красота», «эстетические чувства», теперь добавилось и «возвышенные чувства».

 

 Покажи озабоченному самцу ту же «Вечную весну» Родена – и он увидит в ней лишь отображение его животных желаний, т.е. порнографию.

 Следовательно, «возвышенные чувства» могут возникать лишь у тех, кто способен «ощущать прекрасное». Так можно продолжать и продолжать. И никакие толковые словари не помогут в этом разобраться, так как они определяют первое через второе, третье – через сумму первого со вторым, а затем обратно наискосок.

 

  Проще воспользоваться определением, которое дал А.Макаревич в песне «Эти реки никуда не текут»:

                        «Эти птицы никуда не летят.

                         Они забыли про небо.

                         Если жить по расчету

                         И наверняка,

                         То крылья усыхают

                         И врастают в бока…»

 

 Те, кто живёт только по расчёту, не способны ощущать прекрасное, их восприятие красоты усыхает.

 

 Вывод: оценка «порнография» или «искусство» зависит в первую очередь от самого человека, от уровня его эстетического развития.

 Следствие: эротику как искусство воспринимают только те, кому это «по силам».

 

 Итак, одни люди считают эротику порнографией, а другие – искусством. Но мир не чёрно-бел. Грань, перейдя за которую эротика превращается для них в порнографию – у всех разная. У религиозных эта граница проходит на более низком уровне. Т.е. они видят порнографию во вполне безобидных изображениях. У светских людей эта граница выше – они более терпимо относятся к эротике. За неимением более подходящего термина, назовём это границей толерантности.

 

 «Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам... Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает… отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям» ( Википедия ).

 

 Таким образом,  в отношении эротики существует определенный разброс допустимости: от «недопустимо почти ничего» до «допустимо крайне многое».

 

 Например, кто-то считает женские трусики-стринги – развратом, а кто-то считает обнажение женщиной всего тела явлением вполне нормальным. Это же касается позы и ракурса в эротике: для одного норма – это стойка «оловянный солдатик», а для кого-то самым красивым является вид сзади в позе на коленях.

 

 Многие считают важным, где находятся руки женщины: они прикрывают гениталии или, наоборот, визуализируют образ «… запрещенного к распеванию  светского  романса  «Я  как  цветочек аленький в твоей ладошке маленькой» ( Стругацкие, Трудно быть богом ).

 

 И чем же определяется, где человек проводит эту грань -  между разрешённым и запретным? Она определяется в первую очередь набором морально-этических норм и правил, которые есть у каждого человека.

 

 Обязательно найдутся личности, которые будут требовать, чтобы ВСЕ признали именно ИХ границу. Мол, только их взгляды единственно верные. А остальным, мол, надо заткнуться с их развратными мнениями. Т.е. такие люди будут требовать диктатуры в восприятии искусства. К чему ведут такие требования, вы, наверное, знаете:

                        «Одинаковый взгляд одинаковых глаз,

                          Одинаковый набор одинаковых фраз

                          Одинаковый стук одинаковых ног

                          Одинаковый звук одинаковых нот…

                          Одинаковый бег одинаковых дней

                          Одинаковый век непохожего бей

                          Одинаковый взмах одинаковых рук

                          Одинаковый враг одинаковый друг…

                          Опустошенье… ( А.Макаревич, Опустошенье )

 

 Останется только всем надеть одинаковую форму, стены увешать вождями и медведями в лесу, а музеи переоборудовать под казармы.

 

 Чтобы со всем этим было проще разобраться, разделим зрителей на три категории:

 - с низким уровнем толерантности ( когда почти всё – нельзя. Большую часть того, что приемлют зрители со средним уровнем, эта категория не приемлет. У людей с низким уровнем толерантности часто встречается безапелляционность суждений и претензии на обладание истиной в последней инстанции );

 - со средним уровнем толерантности ( когда допускается многое, но далеко не всё );

 - с высоким уровнем толерантности ( когда допускается многое из того, что неприемлемо зрителям со средним уровнем толерантности. Люди с этим уровнем толерантности наиболее лояльно относятся к другим точкам зрения. Фактически эта категория является категорией с ИНДИВИДУАЛЬНОЙ оценкой. Каждый определяет для себя сам: искусство это или нет. Работы этой категории не рекомендуется выставлять для обозрения неопределённому кругу лиц ).

 

 Давайте посмотрим это на примерах.

 Низкий уровень толерантности, это, скорее всего, что-то вроде такого:

 

 

 Средний уровень толерантности, это примерно так:

 

 

 Ну, а высокий уровень вы уже видели:

 

 

 Итак, каждая из категорий зрителей считает то, что выше её уровня – уже порнография. Но уровень толерантности – это только уровень терпимости. Это совершенно не означает, что все работы приемлемой зрителю категории будут ему нравиться. Здесь определяющим являются уже личные вкусы зрителя, его личное восприятие прекрасного, мысли и эмоции, которые вложены автором в его работу.

 

 И совсем не нужно ломать копья: это, мол, можно, а это – нельзя. Это чёрно-белый подход к вопросу. Каждый будет посещать те заведения, и смотреть те материалы, которые приемлемы именно ему, его уровню толерантности.

 

 А как насчёт того, чтобы повесить у себя на стене что-нибудь в жанре обнажённой натуры или эротики? Нет, стесняемся, даже если это нравится? Зато вешаем дешёвые репродукции известных мастеров, хотя они абсолютно не греют душу и через полгода взгляд на них уже не задерживается.

 

 Скажем, вы повесили бы у себя на стене такую картину?

 

 

Муссини, Чезаре - Леда и Лебедь, www.gallerix.ru

 

 А вот, например, такую картину вы повесили бы на стену?

 

 

ЕR-003-07-06-2020, EOKL, www.mirdalubov.com

 

 Изображение на картине может быть доведено до уровня идеи, символа, абстракции, в которой только благодаря воображению вы видите объект вашего вожделения. Это уже не порнография, а искусство, верно? Искусство передать сокровенное через образное мышление.

 

 «Абстрактная живопись это прекрасный тест. С его помощью можно определить: чувствует ли человек живописное или он видит предмет, сюжет живописи? Человек, который чувствует живопись, будет чувствовать её и в искусстве Возрождения, и в абстрактном искусстве. Человек, видящий предмет, не оценит живописи как таковой ни в искусстве Возрождения, ни в абстрактном искусстве», Эммануил Нирмал ( Викицитатник ).

 

 Это только ваше личное дело, ЧТО вы хотите видеть на стенах вашего дома -  ковры, декоративные тарелки, фотографии предков, картины с пейзажами или эротические изображения. А если друзья вас не поймут, значит у них другие взгляды. Или, если вы не хотите, чтобы они это видели, то можете поместить такую эротику в спальне, куда ваши друзья не заходят.

 

 Если же вы всё-таки выставите такую работу на всеобщее обозрение, то реакция окружающих, конечно же, может быть от крайне негативной до восторженной.

 

 Раньше речь шла об изобразительном искусстве. А как насчёт «живой» эротики – стриптиза? Вам когда-нибудь доводилось сидеть практически в метре от стриптизёрши, когда она на подиуме старается «работать» почти исключительно для вас? Девушка с высшей балетно-хореографической подготовкой. Это же так красиво! Вы уже устали и хотите уходить, но ваша «половинка» шепчет: «Подожди, подожди, вот ещё та, прежняя выйдет… Какая красота!» Красивый стриптиз – это не «голый, голый и ещё голее» ( М.Жванецкий  ), а искусство. Да, конечно, большинство мужчин посещает стриптиз только из низменных побуждений. Но некоторых завораживает красота обнажённого женского тела, необыкновенная пластика, акробатическая гибкость, чувственные скользящие движения под нежную музыку.   

 

 Эротику или эротичность часто обвиняют в провоцировании сексуальных домогательств мужчин к женщинам. Порнографию в этом не обвиняют, так как практически все смотрят её тайком и очень сложно доказать связь этого тайного с реальным.

 

 А вот эротичность видна достаточно часто, даже на улицах. Чаще всего это проявляется в том, что женщина эротично одета. Или если от неё так и веет эротичностью. Может, потому, что у неё сегодня день рожденья. Или день овуляции.

 

 На улице, даже у эротичной женщины, одеждой прикрыто намного больше, чем у женщин в купальниках на пляже. Но там на них не набрасываются озверевшие насильники. Так что дело не в степени обнаженности женщины. Дело в её поведении. В пластике её движений, в улыбчивости, искромётности. Этим она отличается от других женщин, которые, вокруг неё, с хмурыми лицами и насупленными бровями, шустро семенят по своим делам.

 

 Если женщина вольно одевается, а не закутывается в бабушкин салоп, то это значит, что у неё граница толерантности, дозволенности, проходит значительно выше, чем у других.

 

 А их обвинители почему-то, считают, что от сексуально одетой женщины они получили индульгенцию на сексуальные приставания. И собственную сексуальную распущенность и неуважение прав другого человека ( женщины ) списывают на этих женщин. Валят с больной головы на здоровую. Поэтому совершенно неверно утверждение о том, что женщины, которые чересчур вольно одеваются, сами виноваты в сексуальных домогательствах к ним.

 

 Вернёмся к художественной эротике. Если исходить из данного ранее разделения по степеням толерантности, то в музеях эротики и секса в Амстердаме, по крайней мере, половина экспозиции относится к категории «с высокой толерантностью».

 

 Эти экспозиции в какой-то мере даже провокационны по отношению к людям со средним уровнем толерантности. Действительно, кого сегодня удивишь обнажённой женской грудью? А, приходя в такие музеи, люди видят то, что является спорным, неоднозначным. И могут поразиться, возмутиться или восхититься.

 

 Если в такой музей пойдёт человек с низким уровнем толерантности, то он будет абсолютно убеждён, что это – порно-музей.

 

 «Знатоки» возразят, что большинство работ в этих экспозициях не являются какими-то высокохудожественными произведениями искусства. И они будут абсолютно правы. Но это и не было целью этих музеев. Своей экспозицией они показывают, что именно эти вещи, МОГУТ  БЫТЬ объектом искусства.

 

 Предлагаем вам высказать своё мнение по затронутым здесь темам. Это могут сделать читатели, зарегистрированные на нашем сайте. Свои мнения вы можете опубликовать под статьёй или на форуме.

 

 

      Мир вам да любовь

 

      ИОКЛ и Психея

 

 

 

Комментарии (1)



Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы комментировать

Вход
Здравствуйте, гость
18+

Материалы данного сайта не предназначены для несовершеннолетних посетителей.